После путешествия.
Вот мы вернулись, немного отдохнули, постепенно вошли в привычную для нас повседневную жизнь. Теперь вкратце о прошедшем походе.
При подготовке к путешествию выбор пал на Северный Памир, Заалайский хребет. Из высотных районов он самый доступный. Имеется в виду и транспортная схема, и стоимость подъездов на месте. Как всегда, это для нас очень важный фактор. Освоенность района, высокая. Здесь пройдено много туристских маршрутов и, тем не менее, средняя посещаемость района остаётся на уровне 1-2 группы в год. Кроме того это, как правило походы 5-6 категорий, редко 4-ой.
Нам не хотелось резать северные отроги Заалайского хребта, хотелось перевалить на юг, побывать в верховьях реки Сауксай, пройти южные ледники берущие начало на самом высоком участке Заалайского хребта, Заглянуть в северную часть хребта Зулумарт.
Для самой возможности перевалить Заалайский хребет требовалась хорошая высотная акклиматизация. Высоты на выбранном интервале хребта близки, или превышают 6000м. Кроме того, чтобы обойти все выбранные «объекты» нужно было время. В результате все планируемые варианты маршрута занимали от 30 до 35 дней. Ещё одним обстоятельством явилась невозможность организовать заброску продуктов и топлива в какие-либо точки маршрута. Вот на таком «поле» мы и разыгрывали возможные варианты путешествия. В результате получился вариант: 32 дня, 170 км, 6 перевалов + траверс пика Белеули (6065 м.) + восхождение на пик Ленина (7134 м.).
Долетели до города Ош благополучно, доехали до стартовой точки – погранзаставы Бордобо тоже, с пограничниками проблем не возникло. В начале маршрута оказались вовремя.
Стоит упомянуть, что когда мы приехали электричкой в аэропорт Домодедово, нашему товарищу Сергею Заварину позвонила жена, и сообщила, что у них родился сын! Вот такое счастливое начало.
Первый день прошёл по плану. Мы навьюченные всем нашим скарбом, на все 32 дня, дошли по долине до намеченного места ночлега, практически возле языка ледника Корженевского. Ледник – самый большой на северной стороне Заалайского хребта. Видно, что отступает. Половина его, начиная от языка, покрыта сплошной поверхностной мореной. Ещё два дня потратили на прохождение нижней части ледника. Организовали временный «склад». Стартовав с погранзаставы на Памирском тракте, с высоты 3500 м. за первые дни мы поднялись до выоты 4150. Теперь мы вышли на акклиматизационный маршрут, на хребет Ледяной мыс. Задача стояла подняться на высотный уровень 5000 м. Освоить его, пожить на этой высоте.
Первым мы прошли перевал Обручева (2Б, 5000м). До нас он был пройден один раз, в августе 1988 года. Записку первопроходцев мы и сняли. Дальше было запланировано прохождение нового перевала, ориентировочно 3А к.с. Ледопад, ведущий к перевалу, просмотрели, день по нему поднимались, переночевали в верхнем цирке. Пройдя перевал (5051 м.) вернулись на ледник Корженевского. Перевал симпатичный, объективных опасностей нет. На спуске тоже ледник, но нам удалось найти обход разорванной части. Так, что, на спуске особых технических проблем нет. Будем подавать его как 3А. Решили назвать по названию хребта и соседней вершины - Ледяной мыс. Весь акклиматизационный выход занял 4 дня.
Получив, таким образом, опыт высот 5000 метров, на следующий день, забрали наши продукты, вещи и двинули вверх по леднику Корженевского. Верхняя его половина уже не вся закрыта мореной, идти проще. Вечером встали на ночёвку, высота по GPS - 4375 м.
На следующее утро, появилась проблема. Один из участников заболел, видимо это реакция на акклиматизацию. Симптомы не отступали. Пришлось сбросить высоту, сопроводить заболевшего в исходную точку – заставу Бордоба, и затем уже возвратиться на ледник Корженевского. Потратили на всю спасательную операцию и возврат на маршрут 4 дня.
В результате случившегося, весовая нагрузка, и без того немалая, на каждого из оставшихся членов команды возросла. Продукты, конечно, мы пересмотрели, лишнее оставили, а вот с общественным снаряжением что-либо поделать было очень сложно.
Возросшая нагрузка и упущенное время заставили нас выбрать запасной вариант преодоления Заалайского хребта и выхода на его южную сторону. Вместо перевала Латвия (3Б), мы пошли с ледника Корженевского связкой перевалов Корженевского + Крыленко (3А), с выходом на ледник Большая Саукдара. Переход с одного перевала на другой по склону пика Спартак прошёл с набором высоты до уровня 6000 метров. Поднимались тяжело, применяли снегоступы, применяли челнок для переноски груза. Но, тем не менее, на 6000 поднялись, хребет перешли.
Вот наконец-то и «обратная» сторона главного хребта, знаменитый, легендарный ледник Большая Саукдара. Жизнь сразу изменилась, у нас появилась связь. До сих пор Заалайский хребет закрывал от нас вожделенные спутники системы Globalstar. Перевалили мы фактически через плечо пика Ленина. Отсюда на него (пик) впервые взошли австрийские проводники первой экспедиции изучавшей Северный Памир в далёком 1928 году. Путь по Большой Саукдаре занял у нас 4,5 дня. Ледник грандиозный, рельеф его меняется по мере продвижения с верховьев к языку. Вверху ровный, спокойный, прикрытый снегом ледник, в среднем течении покрыт зонами трещин, которые затем переходят в поперечные разломы с крутыми стенами. Вы вынуждены постоянно подниматься на поперечные гребни и тут же спускаться в разделяющие эти гребни глубокие разломы (глубина порядка 20-30 метров). В таком движении мы провели почти целый день. Нижняя часть ледника сейчас покрыта моренными отложениями. Это где-то помогает движению, а где-то и осложняет его. Поворот ледника на 90 градусов западном направлении снова характеризуется знакомыми нам большими поперечными гребнями и разломами. Только теперь они ещё и покрыты каменным моренным материалом, что добавляет в рельеф особое «своеобразие».
От места поворота ледника на запад, мы пошли на юг, к серии ледников Зулумарт. Нашей целью являлся пик Белеули. В 2001 году группа Андрея Лебедева совершила первое восхождение на него по северному ледовому склону. Южная же стона этой вершины была неизведанна. Не было ни фотографий, ни, тем более, описаний. Там никто до сих пор не бывал. Мы поднялись сначала на седловину южнее массива, переночевали на ней. Этот перевал назвали в память о недавно ушедшем Юрии Кукине. Подъём оцениваем на уровне 2Б. Считаем, что возможен спуск с седловины на запад. Спуск сложный, ледовый. Крутые склоны, разломы. При сквозном прохождении перевал будет иметь сложность не менее 3Б. С седловины мы смогли подняться по южному гребню массива на юго-восточную вершину, а затем, через перемычку и на северо-западную. Ночевали на северном склоне, спустившись с перемычки через первый бергшрунд. На следующий день спустились по северному склону на ровную часть ледника. Таким образом, поставленная задача совершить траверс массива Белеули с юга на север была нами успешно решена.
От пика Белеули снова вернулись к изгибу ледника Большая Саукдара, и вновь пересекли его. Дальше наш путь лежал в направлении ледников Малая Саукдара и Дзержинского. Наступила пора вернуться к Заалайскому хребту. В направлении хребта пошли по леднику Дзержинского. Он приводит к подножию второго по высоте массива хребта – пику Дзержинского (6717 м.). Путь по леднику Дзержинского до следующего запланированного перевала занял у нас два дня. Вот такие здесь масштабы. Не дойдя до верховьев ледника, от подножия пика Дзержинского, мы повернули на восток по левому притоку ледника и устремились к нашему перевалу. Перевал Малая Саукдара (6100м.) был пройден однажды с востока на запад в 1981 году. Информация по нему была скудная, прошло 30 лет многое могло измениться. Теперь нам предстояло впервые пройти его с запада на восток. Подъём через разорванный ледник к перевальному взлёту занял у нас день, затем полтора дня подъёма по ледовому склону разбитому сбросами до широкой перевальной седловины. Не зря всё же он оценён категорией 3Б. И не зря мы сюда поднимались, с перевальной точки отличный вид на массив пика Ленина, пик Жукова, просматривается весь ледник Малая Саукдара. С перевальной точки мы ушли своим, ещё не хоженым никем вариантом - по гребню в направлении Заалайского хребта, в направлении плеча 6400 в массиве пика Ленина. С этого плеча мы собирались совершить восхождение. Здесь, на гребне, вечером нас застигла непогода. Пришлось вслепую, в пургу, выпускать первого на верёвке для поиска пути, иначе легко было свалиться вниз вместе с карнизом.
На 32-й день пути мы в полном составе (5 человек) поднялись на пик Ленина по западному гребню. Накануне ребята, совершая разведку выхода на плечо 6400, встретили первых, за время путешествия, людей.
Ещё два дня мы спускались через вершину Раздельная, по леднику Ленина, через перевал Путешественников в урочище Ачикташ. Здесь находятся базовые лагери, из которых каждый год в течение июля и августа горовосходители поднимаются на пик Ленина.
Несмотря на трудности в начале путешествия нам всё же удалось пройти намеченным маршрутом. Посмотреть этот район стоит, он всё ещё остаётся почти нетронутым, диким. В том, что вы одни на десятки километров в этом оторванном горном мире, есть особая прелесть.
За 34 ходовых дня мы прошли:
пос. Бордоба - л.Корженевского - пер.Обручева (2Б,5040)-л.Обручева – пер. Ледяной мыс (3А, 5000) - л.Корженевского – пер. Корженевского+пик Спартак+пер. Крыленко (3А, 6000) – л. Большая Саукдара – л. Зулумарт – пер. Ю. Кукина + траверс пика Белеули Ю.гр - С.склон (3А-3Б, 6065) – р.Сев. Зулумарт – л. Большая Саукдара - р.Сауксай - л.Дзержинского – пер. Малая Саукдара (3Б, 6100) – пер. Ленина (6400) – пик Ленина (7134) рад. – верш. Раздельная – л.Ленина – пер. Путешественников (1А, 4128) - поляна Ачикташ.
Совершили задуманное и полностью прошли маршрут:
Гоннов Дмитрий, Дьячков Ярослав, Заварин Сергей, Каричева Людмила, Юлаев Александр.
Гоннов Дмитрий.
P.S. Впечатления от Северного Памира и встреченные красоты вокруг вдохновили нас настолько, что мы предлагали Сергею назвать сына Памиром Сергеевичем. Парень ждал когда его назовут всё время отсутствия блудного папаши, вплоть до нашего возвращения в Саратов.
Сергей с супругой выбрали свой вариант. Мы не в обиде.